Что такое бриф и почему без брифа нет хорошего проекта

«Давайте я все своими словами объясню, проект нужен очень срочно!» — кажется, примерно так звучит начало долгого, трудного и полного правок сотрудничества.

В практике нашего агентства были случаи, когда клиенты просили нас приступить к работе, минуя этап заполнения брифа. Так делать не следует. Не имея полной информации о клиенте, его потребностях и продукте, нам будет трудно найти актуальное для рынка решение и при этом выполнить поставленную задачу. И потому мы всегда просим заполнять бриф.

О том, что такое бриф и почему без брифа нет хорошего проекта, читайте в Молочном блоге.

Что такое письменный бриф?

Письменный бриф — это документ с описанием задачи перед агентством и информацией о компании, бренде и продукте. Представляет собой анкету с вопросами и пустыми полями для внесения ответов.
Важно понимать: бриф — это не дань моде, не наша прихоть в попытке выглядеть «солидно». Это особая форма взаимовыгодного сотрудничества, при которой клиент помогает нам собирать и систематизировать точную информацию о бренде и продукте.

Мы не любим задавать вопросы ради вопросов, и с удовольствием убираем объективно ненужные, чтобы экономить общее время.

Бриф обязателен при постановке любой задачи для агентства: создании стратегии, ребрендинге, разработке айдентики, нейминге, дизайне логотипа и др.

Зачем нужен письменный бриф?

Никто не знает свой продукт лучше, чем владелец бизнеса: мы не посещаем тематические выставки, не были на производстве, мы пока ничего не знаем о целевой аудитории и ее предпочтениях. Новый клиент для нас — это чистый лист, и, заполняя бриф, он помогает нам лучше погрузиться в проект.

Бриф — это базовая необходимость для начала работы. Выражаясь образно, это точка старта, которая помогает понять, в какую сторону двигаться.

Исходя из брифа мы понимаем задачу, а также получаем данные:
о бизнесе и продукте;
о бренде;
о текущем состоянии рынка;
о конкурентах и целевой аудитории.

Если у нас нет этих вводных или они слишком поверхностные, мы не можем приступать к работе. Отсутствие хорошо заполненного брифа или метафорическая информация всегда предполагают слишком абстрактный, неточный результат с большим количеством правок и столкновением интересов двух сторон. Мы же всегда стремимся к тому, чтобы готовый проект принес клиенту ожидаемый результат и стал очередным успешным кейсом в нашем портфолио.

Неожиданно полезные функции брифа

Мы работаем с 2016 года, и за это время видели много клиентов, которые заполнили для нас действительно много брифов. Исходя из опыта, мы смогли выделить не очевидные, но безусловно важные функции этого этапа сотрудничества.

Единственный минус письменного брифа минус кроется во времени:

  • которое клиент тратит на его заполнение
  • и которое мы тратим на анализ информации

Однако все потраченное время быстро компенсируется. Качественный бриф позволяет исключить необходимость проводить дебрифинги и минимизирует количество правок в проекте в будущем.

Почему важно заполнить бриф, а не объяснять все своими словами?

Чтобы уйти от риска получить поспешные и слишком обобщенные ответы. Точно ответить на все вопросы брифа на ходу очень сложно — мы это понимаем, и потому всегда предоставляем клиенту время на размышления.

Что такое брифинг?

Когда бриф заполнен, мы погружаемся в тему: анализируем полученные данные, изучаем понятия, с которыми пока не знакомы, исследуем конкурентов и целевую аудиторию. Когда необходимые данные обработаны, мы приглашаем клиента на брифинг.

Брифинг — это обязательный этап устного диалога с клиентом. На брифинге должны присутствовать все лица, ответственные за принятие решений.

ЗАДАЧИ БРИФИНГА

Перед общением с клиентом наша команда ставит следующие задачи:

собрать как можно больше данных о проекте
определить цель и задачи, а также критерии оценки готовой работы и задокументировать их
установить контакт с клиентом
уточнить методы работы
протестировать первые идеи и гипотезы
углубиться в задачу и сформировать команду, которая будет работать над проектом

ОНЛАЙН ИЛИ ОФЛАЙН?

Способ проведения брифинга всегда зависит от вовлеченности отвечающего на вопросы. Мы рекомендуем первый брифинг проводить в офлайн-режиме, однако если все участники вовлечены и не отвлекаются на другие задачи, способ проведения не имеет значения.

Что такое дебрифинг?

Дебрифинг — это повторное интервью с заказчиком, не обязательный, но иногда нужный этап. Мы назначаем его с целью уточнить информацию, озвучить новые идеи или получить ответы на дополнительные вопросы, которые возникли в ходе обработки данных с брифинга. Интересные мысли могут посетить нас (и заказчика) уже после беседы, и мы всегда готовы их озвучить и выслушать: при личной встрече или через мессенджеры.

По завершении этапов письменного брифа и брифинга при необходимости корректируются цель и задачи, а также формируется техническое задание, которое подписывают обе стороны.

Заключение

Проверено на практике: без хорошего брифа нет хорошего проекта. Работу без точной информации о клиенте, продукте, его целях и задачах, можно сравнить со слепым поиском: мы ищем идеальную идею, но можем пойти не в том направлении и потратить время.

Именно заполнение брифа и следующий за ним брифинг — это стартовая точка проекта, а потому все временные издержки уже учтены. Собирая информацию, мы вместе погружаемся в задачу, чтобы получить максимально точный результат с минимальным количеством правок.