12 вопросов Ане Рыбчинской и Дарье Путейко, создателям «музычеств» и «художеств» ВКонтакте

Аня и Даша создатели уникальных для русскоязычного интернета пабликов Вконтакте о музыке и искусстве. В их сообществах на первый план выходит идея, которая достойна самой высшей похвалы. Мы решили расспросить девушек о том, что мотивирует их заниматься сообществами и на кого они ориентируются, создавая посты. 

К чему вообще ваши паблики? Это вызов самому себе, образование или что-то еще? Расскажите, как  родилась идея  ежедневных постов про художества, а потом и про музычества?

ДАША:

«Художества» появились после того, как мы поняли, что не можем ответить в паб-квизе, кто написал общеизвестные полотна. Мы очень любили МХК и историю искусств, поэтому решили совместить приятное с полезным – найти группу, в которой рассказывали бы про картины. Выяснили, что такого паблика нет и  тогда решили завести свой. Получилось как в афоризме: если хочешь научиться чему-то сам – научи других.

А «Музычества» родились от большой любви к музыке. Некоторые песни так цепляли, что хотелось кричать о них по всему интернету! Мы открыли бы настоящий клуб с алкоголем и огромными колонками, но это дорого и ответственно, не то что паблик «ВКонтакте». Тем более что мы опытные пабликоведы. В итоге получилась группа с ностальгически-просветительскими целями: напомнить про песню, которую ты однажды любил и забыл («Батарейку» «Жуков» или No Doubt — Don’t Speak), послушать то, чего не слышал (скажем, сольник бывшего гитариста RHCP) или, для контраста, ужаснуть песнями с Евровидения или новомодным «Патимейкером».

АНЯ:

Помню,  когда мы искали паблик про искусство, чтобы готовиться к квизу, нам просто не нравилось то, что уже есть у других. В каждом из них куча постов, в посте, в свою очередь, куча картин –  сплошная визуальная перегрузка, ничего не понять и не запомнить. Я очень удивилась, что не существовало паблика по принципу «один день – одна картина». Мы завели художества в 2013 году, и после этого я не раз натыкалась на какие-то аналоги. Навскидку могу вспомнить рубрику «Картина дня» на сайте WOS и расширение Google Art Project для браузера, которое каждый день показывает тебе какую-нибудь новую картину. Поскольку мы были первыми, я считаю, что все у нас это стырили.

И еще мы хотели писать про картины, но не скучно, а как-нибудь залихватски. Я бы назвала это стилем журнала MAXIM, когда можно и чернушно пошутить, и странную метафору подобрать. А то многие считают, что искусство – это уныло, хотя на самом деле это клево.

Вы когда-нибудь пропускали пост в сообществе?

ДАША:

Конечно! Напьешься где-нибудь в баре, очнешься в 23.55 – а пост не сделан. Или уедешь в отпуск, оставишь отложенных постов, но неправильно посчитаешь – и все, снова пусто. Но это вряд ли кто-то замечает, у нас слава богу, пятьсот (не пятьсот, а три тыщи! – прим. Ани) лояльных подписчиков, а не сто тысяч остервенелых фанатов. Впрочем, если бы мы хотели сохранить фактологическую точность, можно было бы добавить к названиям пабликов приписку «почти» (но мы не хотим).

Как вы выбираете тему поста? Вы вообще как-то ориентируетесь на аудиторию или аудиторию просто должна проглотить?

ДАША:

Мы ориентируемся на себя: пишем про то, что прочитали бы, и так, как хотели бы.

АНЯ:

Я считаю, что аудитория должна проглотить, потому что мы здесь главные!  Иногда нам писали комментарии те, кому не нравились наши шутки (или кто просто в них не врубался), интерпретация конкретного художества или мировоззрение в целом. Также помню случаи, когда кому-то в принципе не нравилось что-то выложенное – это, мол, не искусство, а какая-то ерунда. Мы же не только великие полотна показываем, но и странное концептуальное искусство, рисунки кровью, скульптуры из говна и прочее. У нас все вперемешку.

Справедливости ради скажу, что тех, кто пишет «обожаю ваш паблик, продолжайте в том же духе», все-таки больше. А еще больше тех, кто вообще ничего не пишет, поэтому мы не в курсе, что они думают.

Самый крутой пост, от которого аж мурашки по коже?

ДАША:

Тот, где такие дурацкие шутки, от которых даже спустя три года от неожиданности плюёшь в монитор (например, про верещащего Верещагина).

АНЯ:

Даша права, самые удачные художества – те, где удалось хорошо пошутить (а это непредсказуемый процесс). Примеры, которые пришли в голову навскидку:

Еще люблю посты про картины или песни, за которыми скрывается какая-нибудь история, которую просто хочется рассказать. В художествах могу привести такой пример:

 А в музычествах —

А какой ваш топ-5 картин, треков и фильмов?

ДАША:

«Маска страха» Клее, «Череп с горящей сигаретой» Ван Гога, 44 Мадонны Рафаэля, грустные котики украинского художника Антонюка и юмор Николая Копейкина.

АНЯ:

Могу назвать топ художников: Обри Бердслей, Густав Климт, Бэнкси, Василий Кандинский, Эдвард Хоппер.

Песни не могу назвать, их и близко не пять!

Я на несколько часов завис на списке со всеми художествами. Как думаете, школьникам и студентам стоит обратиться к вашему паблику, чтобы лучше понимать искусство, музыку и кино?

ДАША:

Если три предложения о картине, песне или фильме помогут им лучше понимать искусство, музыку и кино – конечно, стоит!

АНЯ:

Понимать – вряд ли. Мы же не преподаватели истории искусств, чтобы разъяснять все тонкости и взаимосвязи, и у нас не курс лекций, чтобы делать это системно и последовательно. Но чтобы заинтересоваться искусством – вполне. А если заинтересовался, то и до понимания недалеко. Только уже не с нашей помощью, наверное.

Вам когда-нибудь писали с просьбой разместить рекламу? Если ответ нет, то я буду первый, кто задаст этот вопрос. Вы вообще можете разместить рекламу и сколько это будет стоить?

ДАША:

Да! Однажды к нам обратилась администратор группы «Мир рисунков», в которой сейчас 112 участников. Администратору, судя по всему, было 10 лет. Мы договорились на миллион долларов и вертолёт.

АНЯ:

Еще когда-то нам написали с вопросом, нужны ли нам подписчики. Мы очень оскорбились и сказали, что все наши подписчики заработаны потом, кровью и иногда угрозами. Так и есть! Не станем скрывать, некоторых друзей мы заставили туда вступить. А если замечаем, что они отписались, снова заставляем. Это называется «цена дружбы».

А паблик готовы продать? За сколько?

ДАША:

Выслушаем все предложения (и посмеемся).

Почему ВКонтакте, а не сайт? Было ли желание запустить что-то за пределами ВКонтакте?

ДАША:

Потому что специально на сайт люди вряд ли заходили бы (есть куча классных сайтов покруче нашего), а увидеть пост в ленте – вполне себе ок.

АНЯ:

Мы пытались также дублировать посты в Facebook  и Instagram, но потом нам становилось лень и дело затухало. Так что только ВКонтакте.

Сколько времени занимает работа над пабликом?

ДАША:

Ерунду, несколько минут в день (ну или два часа подряд, когда накрывает вдохновением и есть время почитать кучу разных источников).

АНЯ:

С моей точки зрения все не так просто. Иногда сделать нормальный пост отнимает кучу времени. Во-первых, у нас есть принципы: в художествах – не повторять картины, в музычествах – не повторять исполнителей. При этом художеств мы сделали уже 1360, а музычеств – 902 (на ту минуту, когда я это пишу). Поэтому иногда сложно просто найти то, чего мы еще не делали. Во-вторых, когда речь идет о малоизвестных художниках или каких-то случайно увиденных в интернете картинках, приходится выискивать название и год создания, чтобы соблюдать формат постов. Это не то чтобы частая история, но я помню себя переводящей в Google Translate какой-нибудь венгерский сайт или роющейся в альбомах художника в Facebook в поисках конкретного рисунка. Это в целом интересно, но иногда приходишь домой поздно и уставший, а тут еще надо художество написать… Короче, временами немного утомительно, но положительных эмоций все равно в разы больше.

Что должно произойти, чтобы вы забросили работу над пабликами?

ДАША:

Должен закончиться интернет. Без него работа вряд ли получится.

Какие паблики еще хотелось бы сделать, но на это нет времени?

ДАША:

У нас уже года полтора создан паблик «Ни недели без книжеств» — единственный, который не «ни дня». Потому что никто не будет успевать читать 365 книг в год!

АНЯ:

Но пока на этот паблик, честно говоря, нет времени. Однако однажды он точно появится, потому что холдинг должен шириться.


Денис МисюляАвтор: Денис Мисюля

Руководитель креативного агентства «Молоко». С 2008 года занимается контент-проектами. Разрабатывал CMS для контент-проектов и СМИ, организовывал международную премию по интернет-журналистике. Может с легкостью создать контент-стратегию для любого бренда. Фанат креативных текстов.
Готов общаться в Facebook.