
В Moloko Branding Sidekicks прошла творческая лекция, на которой художник и иллюстратор Наталья Гребенкина поделилась своим опытом работы на стыке искусства и бизнеса. В ее портфолио — цифровая графика, традиционные техники и шелкография для коммерческих кейсов, а также проекты для кино, фестивалей, образовательных и социальных инициатив. Вместе с аудиторией мы пытались найти ответ на главный вопрос: как художнику и бизнесу работать так, чтобы выигрывали обе стороны.
Цифровой разрыв и новые вызовы
За последние десять лет в цифровую графику пришло много людей из комиксов и игровой индустрии. В результате сформировался особый «цифровой градиент», в который традиционным художникам крайне сложно встроиться.
«Наши институты не преподают цифровую графику, актуальную для бизнесов»
Проблему усугубляет и то, что наши художественные вузы до сих пор почти не готовят специалистов по современной цифровой графике, востребованной бизнесом. Поэтому часто художники уезжают или ищут другие варианты обучения. Наталья рассказала, как сама прошла путь от обучения на курсе анимационной режиссуры в Санкт-Петербурге и работы на «Союзмультфильме» до независимых проектов, где важно собственное видение, а не только исполнение идей режиссера.



«Классно, но исполняешь видение режиссера» — все художники сталкиваются с этим легким разочарованием, когда начинают работать в коллаборации с бизнесом. Здесь вопрос не только эго, но и навыков коммуникации, умения работать в команде с заказчиком, а зачастую и в трио: художник, агентство, бизнес. Это огромная школа, где на первых проектах иллюстратор находит в себе менеджера и обучается у бизнеса и агентств, в том числе и как подавать себя на рынке.
Когда социальное становится профессиональным
Социальные проекты — отличный шанс для художника заявить о себе и выйти на новую ступень в профессии. Это может быть участие в экологических инициативах, создание методичек на тему кибербуллинга или образовательных роликов. Такие проекты часто не несут прямой коммерческой выгоды, но помогают строить имидж и открывают двери к новым возможностям.
«Имиджевая цель — это самое классное для художника! Тебя выделяют и хочется делать полезное»
Все имиджевые проекты помогают раскрыть амбиции и бизнеса, так и художника. Это живой нетворкинг, когда нет прямой задачи продать конкретный товар или услугу, а все фокусируется на передаче эмоций, ассоциаций, метафор и образов.






Вопрос стиля и борьбы за имя
Многие художники сталкиваются с тем, что заказчик требует «сделайте в таком-то стиле». Это утомляет и лишает вдохновения. Поэтому здесь в дело вступают навыки переговоров. Художникам рекомендуется проявлять инициативу и предлагать свои решения задачи бизнеса в своем стиле, чтобы найти баланс и не потерять своей индивидуальности.





Поэтому участие в имиджевых проектах больше развязывает руки и позволяет творить свободнее, а продуктовые кампании — это вызов для художника, пройдя который ты гордишься даже в сто раз больше. Такие проекты обязательно стоит указывать в своем дизайнерском портфолио и желательно с кратким указанием своего участия, видения или способа решения задачи бизнеса. Это поможет другим заказчикам оценить ваше умение работать с коммерческими проектами, как ваш уникальный стиль помогает дораскрыть продукт или услугу.
«Сражайтесь за свое имя!»
«Почему мы вас должны рекламировать?» — с таким вопросом часто можно столкнуться на коммерческом поле. «Это плохо и белорусский рынок позволяет это». Например, сеть кофеен Varka отказалась указывать авторство Натальи в работе с иллюстрациями на кофейных стаканчиках».

Наталья подчеркнула важность защиты своего имени: «Если вас не хотят указывать как автора, повышайте цену в два раза! Художника должны отмечать». Такой подход не только формирует уважение к автору, но и помогает бизнесу выстраивать долгосрочные отношения на основе доверия. Поэтому по возможности старайтесь находить общий язык с менеджерами, чтобы указывать свое авторство, ведь это увеличивает доверие к самому бизнесу как эксперту, ценителю и создателю настоящих продуктов, а не сгенерированных нейросетью. Например, медицинский центр «EVA CLINIC» вдохновились работой Натальи и интегрировали в своей проект «Красный октябрь».

Минск как источник вдохновения
Один из ярких проектов Натальи — иллюстрации о Минске в формате обложек несуществующего журнала «The Minsker». Она заметила, что у города мало позитивных и креативных визуальных интерпретаций. Вдохновляясь примерами «The New Yorker» и «The Parisianer», художница создала «журнал твоей жизни в Минске» — отражение личных впечатлений и визуального языка города.
«В иллюстрациях ты должен прочитать любовь к этому городу»

«В медиапространстве мало интересных визуальных находок, в основном все про Минские ворота. Поэтому хотелось передать ощущение настоящего Минска — не навязчивого, спокойного». Иллюстрации получились на основе фото-референсов, но с акцентом на позитивное восприятие.

Такой проект стал примером того, как художник может наполнить локальный контекст новыми смыслами и эмоциональной теплотой. И вскоре «The Minsker» своей аутентичностью привлек внимание локальных белорусских брендов и даже польский.

Где сходятся цифра и материя
Идеальной связкой Наталья называет шелкографию — ручную печать, которая объединяет цифровой подход и физическую материю. В Беларуси художественная шелкография пока развита слабо, и это дает художникам шанс занять нишу.


Несколько инсайтов для художников и бизнеса
- Делайте проекты «в стол» — именно они потом привлекают заказы.
- Участвуйте в социальных инициативах — это расширяет круг знакомств и открывает новые перспективы.
- Отстаивайте свое имя и право на авторство.
- Для бизнеса важно помнить: художник приносит не только «картинку», но и ценность для бренда, атмосферу, эмоциональный отклик, аудиторию и доверие.
И главный вывод встречи: быть в плюсе можно только тогда, когда художник остается верен себе, а бизнес уважает его вклад и видит в нем партнера, а не подрядчика. И вместе они находят общий способ решения задачи бизнеса, не теряя идентичности художника.