Кинофестиваль «Лістапад» — крупнейший кинофорум страны — в 2017 году проходил в 24-й раз. В этом году к команде фестиваля присоединились и мы — креативное агентство «Молоко».
Впервые за 24 года у фестиваля появилась собственная линейка промо-продукции, уникальная карта Минска с сеткой кинотеатров, где проходили показы, усовершенствованный билет для голосования, в котором появился промо-код на пиццу от партнеров, а для детского фестиваля была создана специальная творческая тетрадь.
Сроки реализации проектов — 30 дней.
«Крама Лістапада»: киоск с промопродукцией
Для нас это был немного авантюрный проект, но мы очень хотели его сделать. У большинства крупных кинофестивалей есть своя промопродукция. Чаще всего это стандартные майки, кружки, брелоки, тетради и сумки, но встречаются и эксклюзивные вещи, например, фирменный рюкзак Berlinale, созданный в партнерстве с Audi. Мы решили, что изобретать ничего не стоит. В первый год нужно подготовить базовые вещи: майки, сумки, блокноты и что-нибудь интересное. В качестве последнего были выбраны пятнашки и стикеры.
Первая проблема, с которой мы столкнулись — количество стилевых вариантов. Чтобы не увеличивать затраты, мы остановились на трех принтах для сумок, одном для маек, т. к. они должны быть в трех размерах, и двух принтах для блокнотов. В будущем лучше делать еще меньше вариаций, т. к. каждый принт — это отдельный тираж, который выгоден только при печати от 100 штук минимум.
Вторая проблема — согласование точки распространения. Мы соорудили квадрат 2 на 2 метра и решили поставить его в кинотеатре «Центральный», но, чтобы получить право на промо, надо заключить договор с УП «Киновидеопрокат». Как потом казалось, это легко, быстро и недорого. Не все поверят, но это правда.
Оплатив аренду, мы перешли к следующему шагу — изготовлению мерча. С майками и блокнотами было легче всего. Мы нашли поставщика, проверили качество продукции и запустили в производство. С сумками было сложнее. Ни один вариант, который на тот момент был в Минске, нас не устраивал. Низкокачественные материалы с завышенной стоимостью. Поэтому решили, что шить будем сами. Нашли 100% хлопковую толстую ткань и отправили в пошив. В итоге сумки получились отменного качества, за которое совершенно не стыдно.
Из промопродукции оставались пятнашки и стикеры. Первые сделали быстро — с проблемами столкнулись уже позже: никто из покупателей не мог понять, зачем они вообще нужны, ведь все игры уже давно в телефоне. В результате мы продали всего 1 штуку. Со стикерами было труднее. Мы долго согласовывали дизайн и концепции, поэтому они были отпечатаны только ко второму дню работы «Крамы Лістапада».
Еще одно опасение, которое было у нас с самого начала проекта — никто ничего не купит. Именно поэтому мы решили, что пользовательский интерес надо проверить на краудфандинговой площадке Talaka.by. Там мы запустили проект по сбору денег на сам киоск. Всем, кто помогал, давали взамен промопродукцию. Так мы еще до момента печати выяснили, какие принты нравятся людям больше всего.
В итоге получилась странная ситуация. Принт, на который мы больше всего ставили (с размерами экранов), продавался хуже всего. В первую очередь закончилось все с айдентикой этого года, а уже потом стали раскупать вещи со слоганом 24-го фестиваля «Лістапад».
По затратам и прибыли:
Стенд — окупился благодаря краудфандинговой кампании.
Пятнашки — убыток на 18 штук.
Блокноты — окупились в ноль.
Майки — продали практически все. На этой позиции мы немного заработали.
Сумки — продали 70%, что позволило окупить затраты и чуть-чуть заработать.
Стикеры — убыток. Продали около 20 наборов из 100.
Что было сложно учесть?
Фестиваль проходит на 6 разных площадках. Поставить 6 стендов слишком затратно. Однако в будущем мы бы хотели попробовать значительно уменьшить размеры стенда и сделать его более мобильным, чтобы во время фестиваля была возможность представить промопродукцию во всех кинотеатрах.
Для каждой точки нужен человек, который будет продавать вещи. Конечно, в будущем можно попробовать использовать волонтеров. В этом году всеми продажами занимался наш сотрудник, который знал все об изготовление мерча и мог максимально подробно о нем рассказать.
Многие хотели купить магнит, которого у нас не было. Если в следующем году мы будем делать промопродукцию для фестиваля, то пятнашки обязательно заменим на магниты.
Что особенно порадовало?
О проекте написали многие СМИ, телеканалы сняли видеоролики, а киноманы активно обсуждали новинку. Проект оказался успешным с точки зрения не столько продаж, сколько маркетинга, как для фестиваля, так и для агентства.
Творческая тетрадь для детского фестиваля «Лiстападзiк»
На стадии идеи мы планировали выпустить газету для детей, но, посчитав все расходы, поняли, что это слишком затратно, и найти партнеров за 30 дней до фестиваля будет очень сложно. Поэтому мы решили сделать небольшую тетрадь в форме буклета, в которой собрали творческие упражнения для детей от партнеров и фестиваля в целом.
Тетрадь распространялась в кинотеатрах «Пионер» и «Центральный» (100 штук). Общий тираж 3000 экземпляров. Все тетради раздавались детям лично в руки, а также были доступны на инфостойках в самом кинотеатре.
Внутри тетради мы разместили серию заданий, в которых нужно было дорисовывать одежду для персонажей брендов, фантазировать, что можно нарисовать в хаотичных формах, или просто решать примеры. Партнерами творческой тетради выступили компании Mothercare, Next и «Калінка».
В тетради был предусмотрен и специальный информационный блок для родителей: здесь программный директор фестиваля Игорь Сукманов рассказывал, как и зачем нужно смотреть фильмы кинофестиваля «Лiстападзiк».
Усовершенствованный бланк для голосования ММКФ «Лістапад»
На протяжении 23 лет бланк для голосования представлял собой обычную форму с 4-мя секторами и вручался каждому, кто попадал на киносеанс в рамках фестиваля. Мы решили усовершенствовать его внешний вид и добавить специальное предложение от партнера — отрывной купон с промокодом от пиццерии Papa John’s, которая решила порадовать гостей кинофестиваля приятным бонусом. Купон давал своему владельцу возможность при заказе любой пиццы получить вторую в подарок.
Тираж бланка — 45.000.
Раздача — лично в руки каждому зрителю.
Мы, как и всякие киноманы, с удовольствием ходили на сеансы фестиваля и неоднократно замечали, как зрители сохраняли купон. А это означает только одно: цель достигнута. Надеемся, что такой обновленный вариант бланка появится и в следующем году.
Комментарий от маркетолога пиццерии “Papa John’s” Марины Ковалевой:
Акция в рамках кинофестиваля «Лістапад» сработала довольно неплохо. Чтобы дополнительно увеличить приток заказов можно было бы продлить срок действия купона на пару дней. В целом, количество новых клиентов в рамках акции достигло 41% от общего числа заказов. Если говорить о показателе новых клиентов — это очень хороший результат.
Специальная карта города Look at Minsk для ММКФ «Лістапад»
Именно с карты Минска и началось наше сотрудничество. Нашу карту заметили аккурат перед фестивалем, и мы решили, что для такого форума нужна не обычная карта Минска, а специальная, с отмеченными площадками, на которых проходит фестиваль.
Мы также отметили заведения, находящиеся недалеко от кинотеатров, где можно перекусить и отдохнуть. Многие кафе присоединились к нашему проекту: одни предоставили промокоды, другие подготовили специальные предложения для гостей ММКФ «Лістапад».
Партнером проекта стала и туристическая компания Free Walking Tour. С помощью туристического буклета гости Минска могли не только прогуляться по маршруту и познакомиться с основными достопримечательностями города, но и посмотреть во время «Лістапада» фильмы на языке оригинала.
Тираж карты — 10 000 экземпляров.
Один проект, который так и не удалось реализовать
Когда-то у фестиваля была своя ежедневная газета «Лістай», в которой освещались все новости и события мероприятия. Мы хотели ее реанимировать, но пока это не получилось. Нам просто не хватило 30-ти дней на детальную проработку проекта. Но мы верим, что «Лістай» может выйти в 2018 году, на юбилейном 25-м кинофестивале «Лістапад».